Фестивалю - «Приморские Струны» - 33 года.
Александр Кравченко, сентябрь 2010 года
Вот и дорос наш Фестиваль до возраста Христа.
Немало событий пронеслись в нашей стране за эти тридцать с лишком лет. Сменилась и ушла в небытиё – целая эпоха. А Фестиваль – жив и здравствует. Причиной такого долголетия является огромный авторитет Авторской песни в нашей стране. Ни в одной стране мира нет ничего подобного.
- Авторская песня – это «Песня со смыслом», как говорил - Владимир Высоцкий.
- Авторская песня – это не песня с эстрады, где исполнитель и слушатель разделён сценой. Где певец – звезда, а зритель - мошка.
- Авторская песня – это разговор на равных. Разговор - по душам. Когда между исполнителем и слушателем – только гитара. На Фестивале – пламя костра.
К сожалению – об этом забыли. Погнались за зрелищностью и массовостью и превратили Фестивали в эстрадное шоу. Где собирается многотысячная толпа зрителей, которые не просят, а требуют своих кумиров. А кумиров понесло, и они стали петь всякую чушь. Он ведь кумир – ему всё позволено. Выходит на сцену, и загружает зрителей всякой белибердой. После которой – только водку пить.
И вместо Праздника Песни – фестивали превратились в массовые пьянки. Где утром никто не помнит, с кем пил и где спал. Эти негативные потоки раздавили и самих устроителей фестивалей.
Этой болезнью болели не только наши Струны. Все российские фестивали прошли через это. Большинство из них умерло. Умирал и наш фестиваль. К счастью для нашего города, нашёлся человек, который три года назад подхватил наш полудохлый фестиваль и взвалил его на свои худенькие плечи.
Это – Людмила Жердзинская.
Это бард ещё советской закалки. Один из зачинателей самого знаменитого в городе и крае клуба Авторской песни - «Поиск». Просто человек нашёл в своей жизни – второе дыхание. Нашёл, и решил вновь выйти на сцену фестиваля. А сделать это - ой как тяжело. Если уже с десяток лет как сошёл с дистанции. Но решила.
И вот позади - 5 лет. Признали свои, признали чужие. По новому - научилась петь. И песни неплохие писать научилась. Записала несколько дисков. Этой зимой москвичи признали её лучшим Автором-исполнителем всего Дальнего Востока, и дали ей путевку в Питер. На Международный Фестиваль. Но давайте вернёмся к Струнам.
Два своих первых фестиваля Люда проводила вместе с корифеями фестивального движения – с Сергеем Булгаковым и Сергеем Рыбалкой. Училась. А третий - прошлый – делала сама.
За два месяца начали распевать фестиваль. Где сама, где с друзьями – давала концерты. Начали с самого трудного, со спецшколы для малолетних преступников. Потому что смотреть в глаза ребенку, который потерял всё – ужасно. Потом пела для морпехов, пела для катерников, пела у подводников, пела на крейсерах. Даже благодарность командующего нашим флотом заработала.
Сформировали поток позитивной энергии, на базе которого и заложили фестиваль. Потом, открывая фестиваль, вместе с Александром Бурнаевским и Еленой Роголевич его хорошенько пропели. Чистыми и светлыми песнями. Ведь если соберутся вместе пять сотен уставших от жизни людей, им станет от этого – только хуже. Когда же они погружаются в атмосферу любви и доброжелательности - невзгоды отступают, душевные раны рубцуются.
А потом поставили заслон на сцену пошлости и убогости. И фестиваль получился. Впервые за много лет «Приморские Струны» стали тёплыми и душевными. Я проводил анкетирование, многие отмечали это.
Люди приехали отовсюду. Кроме наших приморцев, приехали из Хабаровска, Сахалина, из Иркутска и Красноярска, из Москвы и Вятки, из Тулы и Ижевска. Даже из Белоруссии, Украины и Америки людей ветром занесло. Те, кто в силу обстоятельств не смог оставаться на ночь, приезжали слушать концерты. Движение вечером по дороге на фестиваль, было - как в час пик на Алеутской.
И никого специально не приглашали, и рекламы толковой не было - просто людей притянуло. Человека ведь тянет туда, где он может отдохнуть душой.
Но Фестиваль - это не только зрители и исполнители. Фестиваль - это ещё и куча материальных проблем. Нужно построить сцену и сделать баннер. Нужно озвучить и осветить фестиваль. Нужно сделать ему рекламу. Нужно купить призы и памятные футболки с символикой. Нужны дрова… В общем, на всё только самое-самое - необходимо 200 ÷ 250 тысяч. У Людмилы, которая живёт на одну зарплату - таких денег нет.
В прошлом году в организации здорово помогла мэрия Владивостока. А в этом году, им не до нас. И краевые власти тоже отмахнулись от фестиваля.
«Что ж, это просто очередная проверка тебя как директора на вшивость» – говорю я Людмиле. «Зато у тебя появился законный повод познакомиться с десятком-другим преуспевающих людей города. Просить деньги, для того чтобы устроить своему городу Праздник – не зазорно».
Что ещё сказать о фестивале. Кроме Праздника Песни, задачей фестиваля является сохранение традиций Авторской песни. Мы знакомим молодёжь с творчеством основателей Авторской песни – Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Юрием Визбором, Юлием Кимом. Помогаем молодым авторам и исполнителям в их творчестве. Поощряем - лучших из них.
Приезжайте, сами всё увидите и услышите. Фестиваль хоть и называется – Приморским, на самом деле является Региональным Фестивалем всего Дальнего Востока. Он даёт путёвку в Петербург. На Международный уровень. Победить там не реально, но поварится недельку среди бардов, которые съехались со всего мира – интересно. Нам с Людмилой этим летом понравилось.
В прошлом году, используя свой высокий статус и пожелания людей, мы ввели обряд посвящения в бардовское движение. Посвящали участников концертов фестиваля, по их желанию. Ну а потом нужно было через час после завершения гостевого концерта, то есть в 4 утра прийти на посвящение. Сложить огромный костёр и спеть возле него свою любимую песню.
В прошлом году, из 32-х записавшихся, пришло 14. Удостоверения непришедших, отправили в костёр. Утром некоторые из них пришли просить удостоверения. Ну, какой же ты бард, если не смог, не поспав фестивальную ночь, прийти и спеть у костра свою любимую песню.
В этом году мы восстанавливаем давно забытый детский конкурс - «Синий краб». И этим открываем наш фестиваль для школьников.
Фестиваль должен – жить, чтобы наши дети не пели всякую чушь в подъездах и переходах, топя своими пошленькими и грязненькими песнями себя и своё окружение.
Александр Кравченко.