Фестиваль скорбит.
13 марта 2023 года ушёл из жизни Игорь Ефременко.
Игорь Ефременко – года рождения 1964, впервые приехал на «Приморские Струны» в 1985 году. Он выступал как Автор своих песен. Песни были неплохие и человеком он был очень добрым, поэтому быстро нашёл признание, подружился со многими и быстро влился в основной состав активно поющих бардов Приморья.
Стал ездить в Находку на фестиваль «Берег Грина», на Ханку на фестиваль «Ханкайская осень», в Уссурийск, Спасск, Арсеньев и другие фестивали. Как и многие он нашёл в песнях и фестивалях отдушину, которая так необходима была всем в перестроечные и послеперестроечные годы.
К сожалению, не смотря на все свои таланты, Игорь легко поддавался внешнему влиянию и, как и многие в начале 21-го века, считал что мир превратился в хаос и катится в никуда.
Я познакомился с Игорем в 2005-ом, 2006-ом. У него тогда были 2 дежурные песни про «Дурлындию», и «Дурдонию». (Про нашу Россию.)
Спев их в пятницу, он ночь упорно наливался алкоголем, а под утро просто вырубался на коврике, забыв о спальнике и палатке. И дрых двое суток, пока его не разбудят в воскресенье.
Дело в том, что когда человек воспевает Хаос, он вытаскивает в наш реальный мир - ту грязь, о которой поёт. И чем больше у него слушателей, тем больше грязи он оттуда вытаскивает. Вот эта грязь, отработав со слушателями, и усиленная 100-кратно возвращается к тому, кто её породил. А тому ничего не остаётся, кроме как отключаться от неё литром алкоголя. К слову сказать, на фестивалях тех времён – пили все. И по многу.
Мы с Людмилой, которым хватало 100 грамм на весь вечер, чтобы расслабиться, были на этом фоне – белыми воронами.
В 2010-ом, я решил эту Игореву, да и многих других, традицию изменить. Когда он с «Дурлындией» вышел на сцену «Приморских Струн», я остановил его и сказал:
- Игорь, неужели у тебя за Душой нет ни одной – нормальной песни. Ты же вырос не на той галиматье, которую поёшь сейчас. Посмотри на зрителей, которые сидят перед тобой. Это ведь нормальные – адекватные творческие люди.
- Спой для них 2-е своих любимых песни, из тех, на которых ты вырос.
Надо сказать, Игорь не обиделся и услышал меня. Спел песни, которые действительно любил, потому что пел – с вдохновением.
Даже случился конфуз. Девушки готовили «Посвящение в Бардовское движение», ламинировали бэйджики, а закончив, забыли отключить киловаттный ламинатор. Поэтому топливо в генераторе закончилось гораздо раньше положенного.
Представьте, Игорь поёт песню, вдруг гаснет освещение сцены и исчезает звук. Луны нет, темень страшенная. Игорь, даже не заморачиваясь, включает свой налобный фонарик и продолжает петь. Пока он допевал песню, мы заправили генератор, и следующую песню Он исполнял уже при освещении и усилении.
Самое интересное было в том, что спев нормальные, адекватные песни, он не упился вечером, как обычно. И утром ходил по территории фестиваля – Счастливым и Весёлым. Людмила Жердзинская, увидев его таким, быстренько привлекла его поработать в прослушивании и в жюри. С чем он отлично справился.
Ему это новое состояние понравилось настолько, что на последующих «Струнах» он своих песен о хаосе больше не доставал. Соответственно – не напивался, а общался с друзьями, много пел у костров и работал в команде фестиваля.
В 2014-ом он - даже был председателем жюри.
Кроме моей идеи петь со сцены фестиваля – нормальные, адекватные песни, Игорь поддержал меня тогда ещё в одном. Я тогда поднял лозунг:
«Высоцкий жив, пока люди поют – его песни»
На предфестивальных концертах случайно обнаружилось, что молодёжь о Высоцком не знает – вообще ничего. Даже кто он такой – не знает. Плюс, чтобы справиться с той галиматьёй, которую выносили на сцену тогдашние исполнители, я и привлёк авторитет Владимира Высоцкого. Фестиваль 2010-го года мы посвятили ему. И просили всех выступающих начинать своё выступление со своей любимой песни Высоцкого.
Многие отказывались, но после моих продолжительных уговоров в микрофон, прямо перед аудиторией фестиваля, всё же пели. Спел песню и Игорь. И мало того что спел.
После гостевого концерта был концерт Людмилы Жердзинской, на котором она тоже пела песни Высоцкого. Вот между её песнями я и рассказывал, что у Высоцкого – очень глубокие стихи и песни, но как исполнитель, он раскрыл свои песни – процентов на 20. На 100 % он раскрыл только те свои песни, которые специально готовил к фильмам.
Там его песни звучат – в полную силу.
И предложил всем, здесь присутствующим, попробовать самим раскрыть песни Высоцкого. Любые, те, которые им самим нравятся, но которые, как они сами считают – он не до конца раскрыл. А для примера Людмила Жердзинская пела «Як – истребитель», «Человек за бортом»…
Пела в том виде, в котором поняла их.
Через год, на «Звукозаписывающий Марафон - 2011» Игорь принёс 2-е песни Высоцкого: «Баллада о Любви» и «Баллада о микрофоне».
Услышав их тогда, я сказал Игорю:
- Только для того, чтобы родились эти песни, стоило посвящать Высоцкому – наш фестиваль.
Кроме песен Высоцкого Игорь принёс на звукозапись и свои Авторские песни, написанные в 80-десятых. На звукозаписи я не слышу песен, которые записываю. Нужно – держать систему, нужно поддерживать и вдохновлять выступающего, нужно – следить за уровнем сигнала, следить за местом головы и рта поющего, следить за микрофонами… Да много чего нужно для того, чтобы появилась живая и качественная фонограмма.
Слушать песни я начинаю лишь тогда, когда исполнитель уйдёт, когда полностью обработаю и сформирую фонограммы песен. Так получилось и с Игорем. Вечером мы его записали. Ночью я обрабатывал фонограммы, а слушать их добрался только утром. И так они меня тогда – пробили, что часов в 11 я написал sms-ку Игорю:
- Прослушал твои Авторские песни и хочу перед тобой извиниться. До сего я считал, что ты мужик с 1-ной извилиной. И та – от кепки. Именно такую маску ты на себя одеваешь на фестивалях. Прости меня…
Через некоторое время пришёл ответ:
- Прощаю.
А через неделю я вручил ему 5 его собственных дисков. Чем значительно обрадовал и засмущал его. После звукозаписи неожиданно выяснилось, что он уже лет 10 пытался записаться в разных студиях, но, то у него горло перехватывает, то пальцы струны не дожимают, то ещё что. А тут я сначала напоил его чаем, потом поговорили – вроде бы – ни о чём. Потом он очень захотел показать мне, как он сделал песни Высоцкого. А потом, забыв о своих страхах, он просто пел, пел и пел. Перепевая, если в песне был какой-нибудь недочёт.
Через год Игорь принёс на «Звукозаписывающий Марафон» ещё 2-е песни: «Бог, Россия и Любовь» и «Королева Анна». И ни капли при этом – не боялся.
Что ещё сказать об Игоре Ефременко. Начав петь адекватные песни, Игорь бросил своё затянувшееся одиночество и восстановил семью. При этом значительно поправившись.
К сожалению, написав летом 2011-года свою 8-ю книгу я – сгорел. Как когда-то сгорел Высоцкий. Сгорел настолько, что даже мысль о том, чтобы что-то нужно сделать или с кем-то пообщаться – вызывала – дикую боль. Поэтому моё общение с бардами, в том числе и с Игорем помимо фестивалей, резко сократилось.
Отрабатывал на автопилоте, зажав себя на все болты, помогая Людмиле делать фестивали или концерты, а дома расслабившись, проваливался в боль. Но это уже тема не этой статьи.
Игорь участвовал и в наших городских концертах. Есть хорошая фотография участников и слушателей нашего концерта 9-го мая 2015 года. В котором Игорь тоже участвовал.
Что ещё сказать. Пока жив человек, не ценишь этого. А только когда он уйдёт, начинаешь понимать, кем он для тебя был, и как много он для тебя значил. И что он уже ушёл совсем и навсегда…
С Игорем Ефременко – немного по-другому. Он ушёл, но остались его песни.
В них Он – по-прежнему – Живой, Весёлый и Счастливый!!!
Ссылка на диск Игоря Ефременко
Конечно, человек ушёл, и у людей траур. Но мы же Русские люди. В России, по ушедшим воинам не принято было скорбеть. По ним – устраивали Праздник - Тризну, провожая их в дальний путь, в Новую жизнь.
Так и «Приморские Струны» сейчас с одной стороны – скорбят.
А с другой – провожают нашего Игоря – в Дальний путь, в Новую жизнь…
Организатор «Приморских Струн»
Александр Кравченко
Отзывы на статью:
Светлана из группы бардов «Зимний аккорд» (19.03.2023): Статья прекрасная. Честная. Очень памятная. Спасибо. Будем помнить!